ГОАУ АО

"Свободненская специальная (коррекционная) 

школа-интернат"

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ воспитания не будет действительно успешным"

                                     С. Смайлс

Версия для слабовидящих

    Савельева Тамара Васильевна

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ, ТАРАСА БУЛЬБЫ

    Цели: развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине; учить работать над планом и по плану.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    III. Работа по новой теме.

    1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10–15 мин).

    Задания записаны на доске.

    1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится об Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?

    2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?

    3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?

    2. Коллективное обсуждение вопросов.

    – Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?

    – Почему по-разному они ведут себя? (Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий – воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия – «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «летят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша …В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)

    – Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он?(Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «…биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку; «…ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.

    – (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя – ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.

    А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.)… стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».

    Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно… как у старого человека. Остап… поблагодарил за честь…»

    – Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)

    – Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, Остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия…» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества – все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)

    3. Самостоятельная работа по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.

    – Что изображено на иллюстрациях Е. Кибрика?

    – Как передал художник стойкость и мужество Остапа, неуклонную волю и героизм Тараса?

    – Какие качества характера Андрия сумел передать художник?

    IV. Подведение итогов урока.

    – Почему  один  из  сыновей  Тараса  погиб как народный герой, а второй – «пропал бесславно, как подлая собака»? (Остап честно и мужественно сражался с поляками, несмотря на молодость, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его. Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад.

    Андрий предает и отца, и брата, и Отчизну, и товарищей, полюбив прекрасную полячку. Он, не задумываясь, переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой.)

    – Перечислите, какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия.(Портрет, монологи (например, Остапа перед казнью, Андрия перед панночкой), авторские характеристики (история  жизни  в  бурсе,  отношение  к  родителям,  братья  на  поле  брани и т. д.), поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.)

    Слово учителя.

    Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории – не уход от действительности, а ответ на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в обществе и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.

    Домашнее задание: подготовить текст для характеристики Тараса Бульбы, его речь о товариществе (выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту).

     

     

     

                                                                    ВАРИАНТ № 2

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Учебный предмет: литература

    Класс: 8 «А»

    Автор УМК:  Т.Ф. Курдюмова

    Тема: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».  Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

    Тип урока:  урок общеметодологической направленности

    Содержательная цель: сформировать представление о творчестве автора, о своеобразии конфликта  в повести Гоголя; отработать умение анализировать текст произведения,  участвовать в дискуссии; проконтролировать уровень усвоения материала по  теме  « Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

    Деятельностная цель: формирование активной личной позиции;  развитие образного мышления,  речевых способностей и потребностей в эстетическом совершенствовании своей речи, навыков самоконтроля и адекватной самооценки; создание ситуации успеха; воспитание  чувства  патриотизма, ответственности за свои поступки, товарищества.

     

     

     

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационное начало (1 м)
    1. Мотивация   (3 мин)

    Цель: выработка готовности к реализации нормы учебной деятельности

    1.Русский литературный критик В.Г. Белинский  назвал повесть Гоголя «Тарас Бульба»  «Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

    2. Как иначе назвать любовь к Родине? Патриотизм

    3. Какие качества настоящего патриота вы можете назвать?

    4. Кто из вас считает себя патриотом?

    Жизнь многогранна, всякое может произойти, мы завидуем людям, уехавшим жить за границу, одобряем их. Наши спортсмены  играют за команды других стран, студенты едут учиться  за рубеж, девушки мечтают выйти замуж за иностранца. Полгода воюет Украина, поделив своих граждан на русских и украинцев. И у вех этих людей есть семьи, дети, родители. Как себя вести в непростых ситуациях, чтобы остаться патриотом, не стать предателем и не нанести себе душевную рану, помнить о своем счастье?

    Что проще: оказаться самому перед выбором или посмотреть, как делает этот выбор другой человек и обсудить его?

    Литература дает нам эту возможность. На примере литературных героев мы можем примерить непростую ситуацию на себя, научиться делать правильный выбор.

    Объясняют, как поняли эти слова

    1.  Повторение пройденного (2 мин)

    Цель: подготовка к новому материалу, повторение пройденного по теме

    1.О каком времени идет речь в повести? 16.в

    2.Из-за чего воюют поляки и украинцы? Территории, вера (православные и католики)

    3. Какова роль казачества в это время? Живут на границе

    Дают ответы на вопросы

    4.Актуализация  знаний и  фиксирование затруднений (20 м)

    Цель: осознание новых знаний, выявление причин затруднений в собственной деятельности

    1.В повести 2 героя –Остап и Андрий – родные братья. Они оказываются в одинаковых условиях, но поступают по-разному. Почему это происходит? Как это выяснить?

    ТЕМА УРОКА?

    2.Как сравнить двух людей? схожесть и различие, внешность, характер, поступки, мотивация, мысли и чувства.

    3.В какой форме удобнее всего оформить записи? Таблица

    4.Составьте таблицу: что расположите по вертикали. По горизонтали? Доска – тетради

    5. Какими материала ми  надо будет пользоваться? Текст, фильм, тетрадь, учебник

    6.Какие характеристики для сравнения?

    1. Внешность   « Это были два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица…. Автор описывает братьев как единое целое.
    2. Диалог с отцом – Остап прямой, говорит, что думает. Андрий уходит от насмешки – «мазунчик»
    3. Товарищество – Остап считался «одним из лучших товарищей», «никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Андрий обладает изобретательностью, избегает наказаний, уворачивается. Значит, страдает кто-то другой.
    4. Учеба – Остапу дается тяжело, он перебарывает себя  ради отца, чтобы не позорить семью. Андрий учиться легко.
    5. Мечты - Остап мечтает о подвигах, геройских поступках ради родины, товарищей, отца. Андрий – о любви, о прекрасной полячке, это только его личное  пространство.
    6. В бою – Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас. Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу).  Андрию  свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и чувство прекрасного, он желание иметь свою точку зрения на все.
    7. Казнь казака – Остап считает смерть правильным наказанием за преступление против товарища. Андрий сомневается.
    8. Характер -  Остап – верный, прямодушный, серьезный, вдумчивый, хладнокровный,  Андрий – страстный, дерзкий, изворотливый, впечатлительный.
    9. Осада Дубны - Остап сражается, переживает  за общее дело, за казаков, заступается перед начальством. Андрий – не раздумывая идет за служанкой в осажденный город к возлюбленной. Могли его заманить обманом? Взять в плен? Что поражает Андрия в городе? Ужас голода, звуки органа в соборе, красота и страдания возлюбленной. Почему  он принимает решение перейти на сторону поляков? Люди одной крови с его возлюбленной не кажутся ему врагами. В голодных смертях горожан он видит и свою вину. Красота женщины, музыки, храмов не может быть порочной по его мнению. Первый раз Андрий оказывается перед выбором. Почему его выбор такой? Как иначе можно было поступить в этой ситуации? Осознает ли герой, что он предатель? Осознает ли это его возлюбленная? Можно ли назвать героя эгоистом? Понимает ли он риск? Самой желанной становится любовь, и Андрий готов заплатить за нее любую цену.
    10. Гибель героев – Андрия убивает отец. Нет ничего страшнее для родителей. Но рука Тараса не дрогнула.  Андрий – его позор. Отец казнит его как преступника. «Я тебя породил, я тебя и убью». Остап – мучительная казнь на глазах у людей. Зачем Тарас выдает себя? Поддержать сына. Он – его гордость. Он погибает как герой.

    Объясняют, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь.

    Составление таблицы

    Ответы на вопросы, дискуссия

    Моделирование:

    Судья и адвокат: попробуйте обвинять и защищать героя.

    5.Закрепление с анализом и проговариванием во внешней речи (10 м)

    Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, включение нового способа действий в систему знаний

    Выберите пословицы о любви к родине.

    Почему народная мудрость создает эти изречения, а о любви пословиц мало «Любовь зла…» например?

    С кем сравнивают родину? Мать и родина у человека одна. Прекрасное чувство любви должно быть созидательным, а не разрушительным.

    1. Какие чувства мы испытываем к героям? Почему?

    Дают ответы на вопросы

    6.Рефлексия и д/з (5 м)

    Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание  применения новых знаний, умений и навыков

    ·         О чем заставила задуматься вас повесть Гоголя?

    ·         Вам по возрасту это произведение? Или надо изучать его позже/раньше? Почему?

    ·         Вы смогли высказать свое мнение на уроке?

    Д/З:

     

    «Повесть Гоголя «Тарас Бульба»  -поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам». В.Г. Белинский

    Дата

    Классная работа

    Тема:                            

    таблица

    Д/З:

    Портрет Гоголя

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Любовь к  Родине сильней смерти.

    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    За Родину, за честь – хоть голову снесть.

    За  Родину-мать не страшно умирать.

    Одна мать родна и Родина одна.

    Позор перед Родиной хуже смерти.

    Родину головой оберегают.

    • Главная
    • Информация для родителей!
      • Курсы для родителей
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
        • Количество обучающихся и воспитанников
        • Наши выпускники
        • История школы
        • Школа слепых 1928-1966
        • Школя для слабовидящих детей
      • Структура и органы управления
        • Структура учреждения
        • Наблюдательный Совет
      • Документы
        • Устав
        • Официальные документы
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Постановления и распоряжения Правительства Амурской области
        • Локальные акты Школы
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Представления и предписания надзорных органов
        • Программа развития
        • Платные образовательные услуги
      • Образование
        • Уровни образования
        • Реализуемые программы
        • Учебный план
        • Образовательная программа
        • Правила приема в школу
        • ФГОС
        • Рабочие программы
        • Родителям
        • Воспитательная работа
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Сведения о педагогических работниках
        • Вакансии
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
        • Документы
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • План ФХД
        • Расходование финансовых средств
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
      • Социальная служба
        • Документы
        • Архив документов
        • Дети ждут Вас
      • Медицинская служба
        • Рекомендации
      • Психологическая служба
        • Документы
        • Архив документов
      • Рекомендации участникам образовательного процесса
        • Рекомендации родителям
        • Рекомендации детям
        • Рекомендации педагогам
      • Совет профилактики
        • Архив документов
    • Новости
    • Профилактика гриппа, ОРВИ
    • Видео и фотографии
      • Видео
      • Фотографии
      • Версия для слабовидящих
        • яндекс
    • СМИ о нас
    • Школьный музей
      • Новая страница
    • Поиск
    • Страницы учителей
      • Азова Ольга Александровна
        • Особенности обучения слепого школьника
        • Компьютер и орган зрения
        • Консультация для родителей о нарушении письменной речи
        • Памятка для детей с близорукостью
        • Консультация по олигофрении
        • Консультация Игровые упражнения
        • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
        • Консультация для педагогов
        • Волшебные игры
        • Глаза-Зеркало души!
        • Зрительная гимнастика в стихах
        • комплекс упражнений с массажным мячом
      • Васильев Константин Владимирович
      • Василькова Валентина Петровна
        • Люби и знай русский язык
      • Вострикова Ольга Михайловна
        • Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
        • "ОСЕННЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ"
        • Виды и назначение одежды.
        • Творческая работа
        • Роль курса СБО в коррекционной школе
        • Открытый урок - Домашняя аптечка, ее состав. Термометр, правила пользования термометром
      • Гарькова Ирина Викторовна
      • Гулевич Любовь Михайловна
        • Белки - основа жизни
        • Реакции ионного обмена
      • Гончарова Анна Владимировна
        • Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
        • Рекомендации детям с непрогрессирующим сколиозом и его относительно лёгкими формами
        • Что такое лечебная физическая культура?
        • Комплекс упражнений
      • Жмачинская Любовь Юрьевна
      • Калинина Татьяна Вячеславовна
        • Консультация - речевая готовность к школе
        • Что вы знаете об артикуляционной гимнастике?
        • Комплекс артикуляционной гимнастики
        • Консультация по проведению артикуляционной гимнастики
        • КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
        • Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
        • Логоритмические упражнения. Буклет
      • Козлова Татьяна Александровна
        • «Правильные и неправильные дроби»
        • Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
        • Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
        • Урок «Мир геометрии»
        • Открытый урок по алгебре в 9 классе
        • Умники и умницы 7 класс
        • Посвящение в пятиклассники
      • Короткова Валентина Алексеевна
        • День рождение класса
        • Урок – путешествие «Семь чудес Амурской области» (7 класс)
        • Целое уравнение и его корни
        • Классный час «Год российского кино»
        • Открытый урок 6в класс
        • Уроки
      • Корнева Алёна Александровна
        • Воспитательная работа
      • Кравченко Любовь Анатольевна
        • Урок по кулинарии «Праздник для мамы» в 8 классе
        • Исследовательская работа. Напиток сбитень
        • Роспись пасхального яйца
        • Праздник «Кликанье Весны»
        • Плетение на колодочке
        • Урок по кулинарии «Хороши в лесу грибочки»
      • Наумова Наталья Валентиновна
      • Николаева Екатерина Викторовна
      • Орешкина Елена Анатольевна
        • конспект урока математики 3 класс
      • Полыгалина Елена Александровна
        • Конкурсная программа "Подарите детям праздник!", посвященная Международному женскому дню
        • Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
        • Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
        • "Тайна белого продукта" (проект)
        • Внеклассное мероприятие в начальной школе "Жила была сказка"
        • Сценарий игровой программы к 23 февраля «Мы защитниками станем»
        • Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
        • Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие", посвящённое Дню Космонавтики
        • Внеклассное мероприятие "День матери"
      • Прядунова Оксана Викторовна
        • Посвящение в первоклассники
        • День Знаний
        • «В гости к осени»
        • Секреты куриного яйца (Проект)
        • Недели математики в начальной школе.
      • Поленова Марина Михайловна
        • Психолого – педагогические основы общения с учениками
        • Международный день Земли
        • Как ребёнку помочь стать успешным?
        • Инновационные технологии на уроках географии
        • Проливы-рекордсмены
      • Плыгун Константин Павлович
        • Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.
        • Умелые ручки!
      • Радионов Виталий Владимирович
        • метод капилка
      • Сорокина Елена Павловна
        • Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
        • Лингвострановедческая игра
        • План-конспект урока английского языка
        • Система классных часов по формированию социальных навыков
        • guri
      • Северова Наталья Владимировна
        • Жевательная резинка – вред или польза?
        • Урок математики в 4 классе
      • Султанова Ольга Васильевна
      • Суркова Валентина Ивановна
        • МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
        • Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
        • МОЯ СТРАНИЧКА
        • Работы детей
    • Сайт отделения №2
      • Сайт отделения №2
    • Страницы воспитателей
      • Березин Игорь Иванович
        • Воспитательная работа
      • Ваненкова Людмила Анатольевна
        • Воспитательная работа
      • Журавлев Дмитрий Геннадьевич
        • Воспитательная работа
      • Кашина Татьяна Павловна
        • Воспитательная работа
      • Лаврехина Нина Михайловна
        • воспитательная работа
      • Пазникова Наталья Валерьевна
        • Воспитательная работа
      • Симакова Людмила Борисовна
        • Воспитательная работа
      • Семенчук Ирина Петровна
        • Воспитательная работа
      • Синичук Елена Александровна
        • Воспитательная работа
      • Старчукова Ольга Николаевна
        • воспитательная работа
      • Филькова Татьяна Сергеевна
        • воспитательная работа
      • Шапрынская Ольга Валерьевна
        • воспитательная работа
        Правительство Амурской области   портал gu.amurobl ВОС Фонд поддержки инвалидов   День правовой помощи детям

    Рассылка

    Погода в Свободном
    Gismeteo Gismeteo
    Прогноз на 2 недели

    +7-41643-33612

    +7 - 41643 - 33702

    Сайт разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013г. №582

    Возрастная категория сайта 0+

    Официальный сайт ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат"