Умники и умницы 7 класс
Внеклассное мероприятие по математике «Умники и умницы»
(для учащихся 7 класса)
Цель мероприятия:
· Познакомить с историческими фактами в математике.
· Способствовать развитию математических способностей учащихся.
· Воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи.
· Выявление талантливых детей.
I. Вступительное слово.
Сегодня у нас в рамках недели математики проводится игра «Умницы и умники»
(1 слайд). Я надеюсь, что все присутствующие почувствуют, как увлекательна, интересна и многогранна наука математика. Хочется начать игру такими словами «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» ( М. И. Калинин)
II. Представление команд и членов жюри.
В игре участвуют две команды 7 класса: «Умники» и «Умницы». Все успехи нашей игры будет фиксировать жюри (представление членов жюри).
III. Ознакомление с правилами игры. (3 слайд)
Познакомьтесь с правилами игры, которые должны соблюдать игроки команд, а так же наши зрители (болельщики).
¨ на обдумывание и выбор ответа дается не более 1 минуты;
¨ каждый ответ оценивается по 5-и балльной системе;
¨ все ответы фиксируют члены жюри;
¨ зрители (болельщики) участвуют в своей игре;
¨ зрители во время игры соблюдают дисциплину и, по необходимости, тишину.
IV. Игра «Умники и умницы».
Задание 1: «И в шутку, и всерьёз». (4 слайд)
Когда - то великий математик Архимед произнес слово, которое стало визитной карточкой всех великих и не очень великих открытий. Игрокам обеих команд предстоит разгадать кроссворд, в котором спрятано это слово. Внимание, вопросы будут как серьёзные, так и шуточные. Не забывайте, что на выполнение задания даётся не более одной минуты.
Задание для болельщиков: «Снежный ком».
Болельщики по очереди называют математические термины, причём последняя буква предыдущего слова должна являться первой буквой следующего. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.
Задание 2: «Спичечки». (5 слайд)
Каждый из вас знает, что спички - это не игрушки, но сейчас мы будем использовать спички лишь для того, чтобы найти и исправить ошибку в примере. Каждой команде необходимо переложить одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.
Игра для болельщиков: «Каждое число свое место любит»
Болельщикам (в любом количестве) выдается набор карточек, на которых написаны числа от 1 до 20. Карточки перемешаны. По сигналу болельщики начинают раскладывать их по порядку. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
Задание 3: «Математическая …». (6 слайд)
Загадка: «Странная звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала». Что это? Правильно – снежинка. Поэтому следующий конкурс так и называется «Математическая снежинка». Командам необходимо расставьте числа от 1 до 9 в кружки так, чтобы сумма трех чисел вдоль каждой линии была равна 15. Какое число должно быть в центре? (Можно сделать подсказку – в центре цифра 5).
Задание для болельщиков: Собери числа».
В помещении, в котором проводится игра, разбросаны листочки с числами (десятичные дроби, обыкновенные дроби, натуральные числа). Задание болельщикам: один собирает только натуральные числа, другой – десятичные дроби, третий – обыкновенные дроби. Выигрывает то, кто первым соберет «свои» числа.
Задание 4: «Сказка». (7 слайд)
Вы любите сказки? Любите читать или слушать сказки? (ответы детей).
Послушайте сказку-загадку:
Пришел Иван-царевич в подземелье к Кощею Бессмертному Василису Прекрасную освобождать. В подземелье три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья темница – пустая. На дверях есть надписи, но они все ложные. На первой темнице написано: «Здесь Василиса Прекрасная»; на второй темнице: «Темница №3 не пустая»; на третьей темнице написано: «Здесь Змей Горыныч». В какой же темнице Василиса?
Задание для болельщиков:
Дать подсказку командам в случаи неправильного ответа.
Задание 5: «Числовые ребусы». (8 слайд)
Предлагаю игрокам обеих команд и болельщикам разгадать ребус, а членам жюри подвести первые итоги (озвучивают первые результаты).
Ребята, в математике встречаются и числовые ребусы, и нашим игрокам необходимо отгадать хотя бы один числовой ребус.
Задание для болельщиков: «Не скажу».
Болельщики по порядку называют числа. Вместо чисел, которые делятся на 3, говорят: «Не скажу». Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Задание 6: «Пентамино».
Игроки каждой команды должны сложить прямоугольник из заданного набора пентамино. Набор пентамино состоит из 12 фигур, каждая из которых составлена из пяти одинаковых квадратиков (слово «пента» в переводе с греческого означает «пять»). Эта игра была придумана в 50-х годах XX века американским математиком С.Голомбом и очень быстро увлекла не только школьников и студентов, но и профессоров математики. Посмотрим, справятся ли наши умники и умницы. Напоминаю, что за 1 минуту вы должны сложить прямоугольник.
Задание для болельщиков: «Посчитай».
Сколько бабушек и прабабушек было у Ваших прабабушек и прадедушек?
(ответ : 16 бабушек и 32 прабабушки).
Задание 7: «Лекало»
Команды предстоит выполнить последнее задание, предлагаю жюри подвести очередной итог, а я познакомлю вас с чертёжном инструменте, который называется «лекало». Как вы думаете, для чего используется этот забавный инструмент? Правильно, для построения кривых линий. Вот поэтому командам нужно нарисовать рисунок через заданные точки, состоящий из кривых линий. У кого кривые линии образуют наиболее красивы рисунок, посмотрим через 1 минуту.
Задание для болельщиков: «Весёлые вопросы»
1. Как разделить 5 яблок поровну между 3 ребятами? (сварить компот)
2. Когда мышь и слон может весить одинаково? (когда весы сломаны)
3. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо прыгать с нижней ступени)
4. Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться? (нужно бросить яйцо на 4 метра – тогда первые 3 метра оно пролетит целым)
5. Кто имеет 2 руки, 2 крыла, 2 хвоста, 3 головы, 3 туловища и 8 ног? (всадник, в руках держит курицу)
6. Один рог, один глаз, но не носорог! Кто это? (корова из – за угла)
7. Назовите имя первой женщины - летчика? (Баба Яга)
8. Что теплее шубы? (две шубы)
9. Что, имея 20 ног, не может передвигаться? (половина сороконожки)
10. Как написать «Сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
V. Подведение итогов.
Ребята, надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного, получили массу впечатлений от игры наших прекрасных команд, убедились, что математика многогранна, многолика, интересна и увлекательна. Слово для подведения итогов и награждении команд предоставляется жюри.
Закончить нашу игру хочу словами великого математика……..
Всего доброго, хороших вам знаний желаю!