Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
6»В» класс.
«Виды почтовых отправлений»
Учитель СБО: Вострикова О.М.
Тема урока: » Виды почтовых отправлений»
Цель занятия: Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для систематизации и расширения знаний по теме «Почта»обеспечить формирование представлений о видах почтовых отправлений;
Коррекционная: корригировать мышление, внимание, память, математическиепредставления (порядковый счет, понятие веса), операции сравнения на основепрактической деятельности.
Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, обеспечить формирование иразвитие самостоятельности, аккуратности при заполнении конверта.
Оборудование: Конверты, посылка, бандероль, карточки с образцом написания индекса, карандаши, презентация, инструкционные карты.
Ход урока
Организационный момент
«Здравствуйте ребята!
Приветствуем всех, кто время нашел, и на урок СБО пришел.
Зима улыбается пусть нам в окно, но в классе у нас уютно и тепло.
Ребята, и чтобы у вас было хорошее настроение,давайтевзглянем друг на друга и улыбнемся.
Я начну свой урок с загадок. (слайд)
1. Заклеили клеем прочно,и ко мне прислали срочно
Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею.(конверт)
2.Синий домик у ворот, угадай, кто в нем живет.
В эту дверь влетают вести, полчаса проводят вместе,
Вести долго не гостят, во все стороны летят(почтовый ящик)
3.Здеь конверты и открытки, отправляют, продают,
и посылки получают и квитанцию дают…….(почта)
Молодцы!
История появления почты:
Учитель: Долгое время почты вообще не существовало.
Как вы думаете, а как же отправляли письма? Давайте вспомним сказку «О царе Салтане», кого отправили к царю с известием о том, что у него родился сын? Ответы детей: ( отправляли их с гонцами)
Но не всегда письма писали на бумаге. На Руси первые письма писали на бересте. А вы знаете, что такое береста? (кора дерева). Шло время, все больше и больше становились расстояния между городами и княжествами, все дальше и дальше посылали в путь гонцов.
К тому времени гонцов стали называть ямщиками.
Ученик: В годы Великой Отечественной войны существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он доставлял его адресату. Голубями было отправлено 15 тысяч писем.А еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылку и бросали в океан.
Формирование новых знаний.
Учитель: В настоящее время во всех городах и многих поселках работает почта.Как вы думаете, что можноотправитьс почты своему другу, знакомым? Ответы детей: (письма, посылки, открытки, денежные переводы). Правильно.
(Слайд) Письма, посылки, открытки, мы называем почтовыми отправлениями.
Учитель: Каким образом можно сообщить людям о своих желаниях, рассказать о себе или узнать, как живет друг? (позвонить).
А если человек находится далеко, и у вас нет возможности позвонить по телефону? Ответы детей: (написать письмо).
Письмо –почтовое отправление с письменным сообщением.
Учитель: Иногда вместо письма мы отправляем открытку. В каких случаях? Ответы детей: (открытки нужны для поздравления с различными праздниками). Какие праздники вы знаете?
Вот мы и подошли к теме нашего урока.
Тема нашего урока «Виды почтовых отправлений»
Учитель: Ребята, а вы писали письма?
Когда напишем письмо, во что мы его вкладываем? ( в конверт) (Слайд)
В рабочей карте найдите, что такое конверт?
Конверт – это пакет из бумаги для письма.
Учитель: Давайте внимательно посмотрим на конверт.
Что находится на конверте в правом верхнем углу?Ответы детей: (марка)
В рабочей карте найдите, что такое марка?
Ответы детей: ( Оплата услуги почты по доставке нашего письма.)
Учитель: Ачто еще написано на конверте?
Ответы детей:( Откуда письмо отправлено,кому письмо отправлено?куда письмо отправлено?)
Какможно назвать человека, когда он отправляет письмо?
Ответы детей: называется отправитель, кто получает письмо, называется получатель. Молодцы!
Учитель:А что обозначают цифры на конверте?
Ответы детей: ( Эти цифры обозначают – индекс).
Что такое индекс?Индекс - это номер города, села или поселка, а также почты. Он состоит из 6 цифр и указывается на конверте в определенном месте. У каждого города, села, поселка свой индекс.
Ребята индекс записываетсяне такими цифрами, к которым мы привыкли, а особенными.
Цифры индекса состоят из палочек, и пишутся в специальных клеточках.
Вы знаете индекс города Свободного?676456
Практическая работа.
Вам нужно подписать конверт.Молодцы! Все справились с заданием.
Физкультминутка.
Учитель: Письма бывают простые и заказные.
Учитель: Чем же они отличаются?
Ответы детей:Простое письмо можно опустить в почтовый ящик.
Заказное письмо отправлять нужно с почты и вам выдадут квитанцию.
Есть еще один момент ребята, без которого вам просто не выдадут заказное письмо.Для получения предоставляются документы.
К почтовым отправлениям относятся бандероли и посылки.
Найдите определение бандероли в рабочей карте? (Слайд)
Бандероль – это небольшая посылка до 1кг. ( Максимум -2 кг)
(Слайд) Посылка– почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены правилами.
Посылка тяжелее бандероли.
Учитель: Что можно отправить бандеролью? Можно отправить книги, конфеты, игрушки, одежду и другие небольшие предметы.
Учитель: Чтобы отправить бандероль, что нужно сделать?
Ответы детей:Нужно пойти на почту, там взвесят вещь на весах и скажут можно ли ее отправить бандеролью. Почтовый работник завернет бандероль в бумагу.
Учитель: Ребята, а если вес превышает, то это будет посылка.
(Слайд) Ещеесть такой вид почтового отправления, который называетсяСекограмма - письменные сообщения,отправляемые для слепых, написанные по Брайлю, на специальной бумаге.
(слайд) Давайте посмотрим фрагмент из фильма: «Трое из Простаквашино».
Практическая работа.
Определить, где бандероль, а где посылка.(дети выходят к столу и пробуют определить вес пакета и коробки, что тяжелее, а что легче). Взвешиваем. Молодцы!
Учитель: К почтовым отправлениям относятся денежный перевод и телеграмма.
В рабочей карте найдите, что такое почтовый перевод.
Почтовый перевод- денежные средства, пересылаемые в рамках оказания услуги почтового перевода.
Что такое телеграмма?Телеграмма - сообщение, посланное по телеграфу.Это один из первых видов связи, использующий электрическую передачу информации.
В каких случаях можно отправить телеграмму?
Ответы детей: ( Поздравить с праздником, тяжелоболен)
Ребята, давайте поиграем в игру. Я вам называю слова, если оно относится к теме«Почта» хлопаем в ладоши, если нет приседаем.
Будьте внимательны. Марка, телеграмма, школа, арбуз, денежный перевод, конверт, телеграмма, почтальон, цветок, шоколад.Молодцы!
Учитель:Ребята, мы с вами ходили на экскурсию на почту, ачто продают почтовые работники?
Ответы детей: (Продают конверты, марки, открытки, оформляют подписку на газеты и журналы, принимают и выдают посылки, заказные письма и бандероли).
(Слайд)Я предлагаю внимательно послушать песню.
Как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, уведомляет нас о том, что пришла посылка? (почтальон)Молодцы!
Практическая работа.
Соединить стрелками верные утверждения.
Рефлексия. Молодцы! Все справились с заданием.
Закрепление изученного материала на уроке.
Давайте еще раз вспомним.
Что мы можем отправить по почте?
Что обязательно указывают на конверте, посылке, бандероли?
Что обозначает и из чего состоит индекс?
Чем отличается посылка от бандероли?
Как называется профессия человека, который разносит письма, газеты?
Молодцы!
Стихотворение.
Пакет хочу послать я срочный-заклею, побегу на почту.
Слова любви сказать хочу - возьму бумагу, настрочу.
Хочу поздравить свою маму - несу на почту телеграмму.
И разговор я заказать могу, чтоб новость рассказать свою.
Посылки детям отправляем, подписку там же оформляем.
Всех вас в день ваш, почтовики, благословляют старики,
А также взрослые и дети, как жить без почты на планете?
Подведение итогов.
Вам понравился наш урок?
Чему научились?
Что нового узнали на уроке?
Чего хотели еще узнать?
Где сможем применить полученные знания?