ГОАУ АО

"Свободненская специальная (коррекционная) 

школа-интернат"

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ воспитания не будет действительно успешным"

                                     С. Смайлс

Версия для слабовидящих

    Реакции ионного обмена

    Тема: «Реакции ионного обмена».

    Цели : показать суть химических реакций, протекающих в растворах.
    Задачи: 

    образовательные:       -  на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;

    - экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;

    научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения.
    развивающие:   совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
    продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
    воспитательные:
    воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах 
    Тип урока: урок открытия новых знаний.
    Основные понятия темы:  реакции  ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
     Методы обучения:  технология проблемного обучения.

    Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, парная групповая.
    Оборудование и реактивы:       Растворы кислот, серной и соляной, Раствор гидроксида натрия, Нитрат серебра,   Карбонат натрия, Штативы с пробирками.

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация знаний учащихся.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:

    Три пути ведут к знанию:

    путь размышления – самый благородный,

    путь подражания – самый легкий,

    и путь опыта – это самый горький.(слайд1)

    Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.

    На столах табл. растворимости, лист с правилами, оценочный лист., латки с реактивами.

    III. Целеполагание и мотивация.

    Виртуальная экскурсия  по музею. Выводим на слайд одну картину, которую нужно восстановить.

    Живопись, как вид искусства существует с V века до нашей эры. Из всей живой природы только человек способен к творчеству. Произведения живописи отражает и оценивает эпоху, в которую было создано. Поэтому человечество бережно хранит произведения искусства. 
    В настоящее время проблема сохранения живописи стала очень актуальной, так как человек осознал, насколько хрупки творения великих мастеров. Именно в наш «информационный» век стало возможным понять, как же именно сохранить произведения искусства для потомков. Этому способствуют науки: физика, химия и, в большей степени, химия. 
    Пожар во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, уничтожил множество ценных икон, картин, скульптур. Оставшиеся картины нуждаются в большой реставрации. Химическими исследованиями, которые применяются при реставрации картин это - Капельный метод,  в основе которого лежат ионные реакции.

    До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при  растворении одного электролита в воде; сегодня мы рассмотрим, когда в растворе присутствуют два электролита.

    Тема нашего урока: « Ионные уравнения реакций».

    Запишите тему урока

    формулировка целей и задач урока: (используя упражнение «Посмотрите через левое плечо»). Учитель предлагает учащимся встать, посмотреть через левое плечо, подумать, что каждый из них увидел; а теперь снова посмотрите через левое плечо как можно дальше. Вопрос учащимся: когда вы смогли увидеть больше, в первый или во второй раз? Учащиеся отвечают, во второй раз. Это потому, что у вас была такая цель. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, учитывая то, что тема немного нам знакома.

    формулируются цель, задачи урока, сообщается форма его проведения

    А цель звучит следующим образом.

    Цель: Дать понятие о сущности реакций ионного обмена и

    рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.

    Для рассмотрения этой темы нам потребуются понятия, с которыми вы уже знакомы.

    Вспомним: Закончите предложения.

    Блиц-контроль

    1.    Электролиты – это вещества растворы, которых…

    2.    Электролитическая диссоциация - процесс…

    3.   Не электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых …

    4.     Кислоты - электролиты при диссоциации, которых образуются …

    5.    Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …

    6.     Соли - электролиты при диссоциации, которых образуются …

    7.     Теорию электролитической диссоциации сформулировал …

    IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление. 

    1) Вступительное слово

    - Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.

    При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Как вы думаете почему? Попробуем разобраться с помощью эксперимента. 

    1.СОЗДАНИЕ  проблемной ситуации

    а) на доске запись    AgNO₃  +  HCl =  AgCl↓  +  HNO₃

    Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде. 

    Запись на доске:  Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  Ag⁺  +  Cl⁻  + H⁺  + NO₃⁻

    - Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

    Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?

    Ученики – одинаковые ионы.

    Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?

    Ученики – она обратима.

    б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка

    в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия

    Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?

    Ученики – выпадение осадка.

    Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?

    Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl

    Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

    Ученики – реакция необратима

    Учитель – А мы думали, что реакция обратима

    Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:

                    Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  AgCl↓  + H⁺  + NO₃⁻

    Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным. Определим одинаковые ионы, то есть ионы, не участвующие в реакции (они находятся в правой и левой части уравнения в одинаковом количестве). Формулы этих ионов можно вычеркнуть, другими словами, привести подобные члены в левой и правой частях уравнения к равенству. (сократить)

    Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции:                              Ag⁺   +  Cl⁻  →  AgCl↓ 

    Учитель – это сокращенное ионное уравнение.

    г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  знаний

    Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?

    Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция

    Вещества – электролиты записываем в виде ионов, на которые они распадаются в растворе, с учётом коэффициентов и индексов. Формулы нерастворимых, газообразных и малодиссоциирующих веществ оставляем в молекулярном виде (слайд 6).

    Записать ионное уравнение, при этом не забыть  коэффициент перед формулой вещества относится к обоим ионам ;

    · формулы многоатомных (сложных) ионов не разрывают – ОН⁻, СО₃²⁻, NО₃⁻,SО₄²⁻, РО₄³⁻, НСО₃ˉ , НРО₄²⁻ и т.п.

     индекс после иона переходит в ионном уравнении в коэффициент перед ним.

    2 Nа⁺ + 2ОН⁻ +2Н⁺ + SО₄²⁻ = 2 Nа⁺ + SО₄²⁻ + 2Н₂О - получаем полное ионное уравнение

    * Сокращённое ионное уравнение отражает сущность реакции ионного обмена.

    Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

    Запись на доске: ГИПОТЕЗЫ   -      выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла.

    ПРОВЕРКА  ГИПОТЕЗ   - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.

    Вспомним правила ТБ по работе с химическими веществами.

    В XIX веке жил знаменитый ученый-химик Карл Либих. Его коллега (тоже химик) Карл Фогт вспоминает один такой случай… как-то входит Либих, а у него в руке склянка с притертой пробкой. Он подходит к Фогту и говорит: «Ну-ка, обнажите свою руку», - и влажной пробкой прикасается к руке Фогта и спрашивает: «Жжет, не правда ли?» Я только что получил муравьиную кислоту.

    Правильно ли поступил Карл Либих?

    - Конечно же нет. У Фогта после этого долго болела рука и остался шрам.

    - А вы знаете, как надо обращаться с реактивами?

    Перед каждым из вас на столе лежит инструкционная карта. По ходу выполнения опытов заполните ее, пожалуйста!
              - Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

    Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.

    Что делали

    Что наблюдали

    Уравнения реакций

    Проведите реакции между парами веществ

     

     

    1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

     

     

    2. карбонат натрия и соляная кислота

     

     

    3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)

     

     

    4.

     

     

    Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

    Учащиеся проводят опыт, руководствуясь инструкцией, находящейся на их столе и соблюдая технику безопасности (учитель делает акцент на правилах по ТБ: инструкции приведены в приложении к разработке урока).

    Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).

    Учащиеся выполняют эксперимент, затем выходят к доске. Один из них пишет уравнение на доске, второй объясняет ход эксперимента. Класс в это время внимательно слушает и записывает все уравнения реакций, комментируя ошибки, если таковые имеются.

    РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОДУКТА -  отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)

    Подводится итог работы.

    Справка.

    1.     При составлении ионных уравнений в виде ионов записывают только сильные, хорошо растворимые электролиты.

    2.     Неэлектролиты, малорастворимые и нерастворимые электролиты, слабые электролиты записывают в виде молекул.

    3.     Если вещество выпадает в осадок, справа от его формулы ставят

    4.     стрелку, направленную вниз . Если в ходе реакции выделяется газ,

    справа от его формулы ставят стрелку, направленную вверх .
    V. Первичное закрепление нового материала (самостоятельная работа по вариантам).

    Самостоятельная работа

    1-вариант

    1. Молекулярному уравнению реакции Ba(OH)₂ +2HNO₃ → Ba(NO₃)₂+2 H₂O соответствует сокращённое ионное уравнение

    1) Ba(OH)₂ + H⁺→Ba²⁺ + H₂O                  2) 2OH⁻ + 2H⁺ → 2H₂O

    3) Ba²⁺ + 2NO₃⁻→Bц3a(NO₃)₂                 4) OH- + H+ → H₂O

    2. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с

    1) гидроксидом калия                   2) карбонатом натрия

    3) оксидом калия                           4) нитратом свинца

    3. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

    1) сульфата калия и нитрата алюминия 

    2) серной кислоты и карбоната натрия

    3) гидроксида бария и хлорида натрия

    4) нитрата калия и фосфорной кислоты

                                             Самостоятельная работа

    2-вариант

    1. Уравнению реакции Zn(OH)₂ + H₂SO₄ = ZnSO₄ + 2H₂Oсоответствует сокращённое ионное уравнение

    1) H⁺ + OH⁻ = H₂O                               2) Zn²⁺ + SO₄²⁻ = ZnSO₄

    3) H₂SO₄ + Zn²⁺ = ZnSO₄ + H₂O        4) Zn(OH)₂ + 2H⁺ = Zn²⁺ + 2H₂O

    2. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

    1) хлорида калия и нитрата цинка

    2) сульфата калия и нитрата бария

    3) сульфата натрия и гидроксида калия

    4) нитрата натрия и сульфата железа (||)

    3. С выделением газа протекает реакция между

    1) силикатом калия и гидроксидом кальция

    2) карбонатом кальция и соляной кислотой

    3) нитратом цинка и оксидом бария

    4) сульфатом калия и хлоридом магния

    Ребята мы сегодня занимались небольшим научным исследованием. Исследовали и выяснили, что ионные реакции идут до конца в трех случаях. Также ознакомились с некоторыми свойствами ионов.
    Итак, сегодня мы познакомились с реакциями ионного обмена, теперь давайте подведем итог нашей работе. Заполните таблицу, лежащую у вас на столе.

    Выводы: 

    Если выделит ГАЗ - Это раз;

    И получится ВОДА­ - Это два;

    А ещё нерастворимый

    Осаждается продукт… 

    «Есть ОСАДОК», - говорим мы...

    Это третий важный пункт,

      Химик «правила обмена»

    Не забудет никогда:

    В результате – непременно

    Будет ГА3 или ВОДА,

    Выпадет ОСАДОК –  Вот тогда порядок!!!

    Молодцы ребята вы смогли превратить наш урок в научную лабораторию.

    Мы прошли с вами все этапы научного познания всего лишь на одном уроке.

    Рефлексивно-оценочный (3 мин).

    Я предлагаю вам оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки. Возьмите его пожалуйста. На колесе самооценки есть 6 критериев по которым вы должны оценить себя и работу своей группы. Посоветовавшись и от 0 до 10. В течении 1 минуты оцените работу по данным критериям. Вам понятно как выполнять  оценивание. В течении минуты поставьте точки.

    Что вы можете сказать по критерию Работа ума и получения новых знаний?

    Почему? Спасибо! Замечательно. Вторая группа, как вы оценили деятельность своей группы  по критерию гармония отношений с коллегами.

    И третья группа как вы оценили,  себя по критерию у нас все получилось!
    VII. Домашнее задание
    § 37
    Презентация по теме: «Реакции ионного обмена в природе и жизни человека»

    • Предложите решение следующей задачи:
    Задача 1.
    В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
    Успехов вам в дальнейшем изучении химии! 

    Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! Желаю вам в этой жизни накапливать только позитивную энергию и дарить ее окружающим во всем в

    Инструктивная карточка

    Что делали

    Что наблюдали

    Уравнения реакций

    Проведите реакции между парами веществ

     

     

    1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

     

     

    2. карбонат натрия и соляная кислота

     

     

    3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)

     

     

    4.

     

     

    Инструктивная карточка

    Что делали

    Что наблюдали

    Уравнения реакций

    Проведите реакции между парами веществ

     

     

    1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

     

     

    2. карбонат натрия и соляная кислота

     

     

    3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)

     

     

    4.

     

     

    Инструктивная карточка

    Что делали

    Что наблюдали

    Уравнения реакций

    Проведите реакции между парами веществ

     

     

    1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

     

     

    2. карбонат натрия и соляная кислота

     

     

    3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)

     

     

    4.

     

     

    Инструктивная карточка

    Что делали

    Что наблюдали

    Уравнения реакций

    Проведите реакции между парами веществ

     

     

    1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

     

     

    2. карбонат натрия и соляная кислота

     

     

    3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)

     

     

    4.

     

     

    Самостоятельная работа

    1. Молекулярному уравнению реакции Ba(OH)₂ +2HNO₃ → Ba(NO₃)₂+2 H₂O соответствует сокращённое ионное уравнение

    1) Ba(OH)₂ + H⁺→Ba²⁺ + H₂O                2) 2OH⁻ + 2H⁺ → 2H₂O

    3) Ba²⁺ + 2NO₃⁻→Bц3a(NO₃)₂               4) OH- + H+ → H₂O

    2. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с

    1) гидроксидом калия                 2) карбонатом натрия

    3) оксидом калия                        4) нитратом свинца

    3. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

    1) сульфата калия и нитрата алюминия 2) серной кислоты и карбоната натрия

    3) гидроксида бария и хлорида натрия 4) нитрата калия и фосфорной кислоты

    4. Уравнению реакции Zn(OH)₂ + H₂SO₄ = ZnSO₄ + 2H₂Oсоответствует сокращённое ионное уравнение

    1) H⁺ + OH⁻ = H₂O                                    2) Zn²⁺ + SO₄²⁻ = ZnSO₄

    3) H₂SO₄ + Zn²⁺ = ZnSO₄ + H₂O              4) Zn(OH)₂ + 2H⁺ = Zn²⁺ + 2H₂O

    5. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

    1) хлорида калия и нитрата цинка      2) сульфата калия и нитрата бария

    3) сульфата натрия и гидроксида калия 4) нитрата натрия и сульфата железа (||)

    Оценочный лист

    Блиц контроль

    Работа у доски

    Работа во время урока

    Самостоятельная работа

    Итого

     

     

     

     

     

    • Главная
    • Информация для родителей!
      • Информация по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних
      • Курсы для родителей
      • Безопасность
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
        • Количество обучающихся и воспитанников
        • Наши выпускники
        • История школы
        • Школа слепых 1928-1966
        • Школа для слабовидящих детей
      • Структура и органы управления
        • Структура учреждения
        • Наблюдательный Совет
      • Документы
        • Устав
        • Официальные документы
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Постановления и распоряжения Правительства Амурской области
        • Локальные акты Школы
        • Антитеррористическая деятельность
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Представления и предписания надзорных органов
        • Программа развития
        • Платные образовательные услуги
      • Образование
        • Уровни образования
        • Реализуемые программы
        • Учебный план
        • Образовательная программа
        • Правила приема в школу
        • ФГОС
        • Рабочие программы
        • Родителям
        • Воспитательная работа
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Сведения о педагогических работниках
        • Вакансии
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
        • Документы
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • План ФХД
        • Расходование финансовых средств
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
      • Социальная служба
        • Документы
        • Архив документов
        • Дети ждут Вас
      • Медицинская служба
        • Рекомендации
      • Психологическая служба
        • Документы
        • Архив документов
      • Рекомендации участникам образовательного процесса
        • Рекомендации родителям
        • Рекомендации детям
        • Рекомендации педагогам
      • Совет профилактики
        • Архив документов
    • Новости
    • Информационная безопасность
      • Нормативное регулирование
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Детские безопасные сайты
    • Профилактика гриппа, ОРВИ
    • Видео и фотографии
      • Видео
      • Фотографии
      • Версия для слабовидящих
        • яндекс
    • СМИ о нас
    • Школьный музей
      • Новая страница
    • Поиск
    • Страницы учителей
      • Азова Ольга Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Особенности обучения слепого школьника
        • Компьютер и орган зрения
        • Консультация для родителей о нарушении письменной речи
        • Памятка для детей с близорукостью
        • Консультация по олигофрении
        • Консультация Игровые упражнения
        • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
        • Консультация для педагогов
        • Волшебные игры
        • Глаза-Зеркало души!
        • Зрительная гимнастика в стихах
        • комплекс упражнений с массажным мячом
      • Васильев Константин Владимирович
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Василькова Валентина Петровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Люби и знай русский язык
      • Вострикова Ольга Михайловна
        • Разработки уроков
        • Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
        • Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция
        • "ОСЕННЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ"
        • Виды и назначение одежды.
        • Творческая работа
        • Роль курса СБО в коррекционной школе
        • Открытый урок - Домашняя аптечка, ее состав. Термометр, правила пользования термометром
      • Гулевич Любовь Михайловна
        • НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
        • Разработки уроков
        • Белки - основа жизни
        • Реакции ионного обмена
      • Гончарова Анна Владимировна
        • Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
        • Рекомендации детям с непрогрессирующим сколиозом и его относительно лёгкими формами
        • Что такое лечебная физическая культура?
        • Комплекс упражнений
        • Водные процедуры и закаливание организма
      • Жмачинская Любовь Юрьевна
      • Калинина Татьяна Вячеславовна
        • Консультация - речевая готовность к школе
        • Что вы знаете об артикуляционной гимнастике?
        • Комплекс артикуляционной гимнастики
        • Консультация по проведению артикуляционной гимнастики
        • КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
        • Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
        • Логоритмические упражнения. Буклет
      • Козлова Татьяна Александровна
        • Разработки уроков
        • Проект 2017
        • Проект 2018
        • «Правильные и неправильные дроби»
        • Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
        • Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
        • Урок «Мир геометрии»
        • Открытый урок по алгебре в 9 классе
        • Умники и умницы 7 класс
        • Посвящение в пятиклассники
      • Короткова Валентина Алексеевна
        • День рождение класса
        • Урок – путешествие «Семь чудес Амурской области» (7 класс)
        • Целое уравнение и его корни
        • Классный час «Год российского кино»
        • Открытый урок 6в класс
        • УРОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ
      • Корнева Алёна Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Воспитательная работа
      • Кравченко Любовь Анатольевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Урок по кулинарии «Праздник для мамы» в 8 классе
        • Исследовательская работа. Напиток сбитень
        • Роспись пасхального яйца
        • Праздник «Кликанье Весны»
        • Плетение на колодочке
        • Урок по кулинарии «Хороши в лесу грибочки»
      • Наумова Наталья Валентиновна
        • Агитбригада по ПДД
        • Живописная музыка и музыкальная живопись
      • Дементьева Екатерина Викторовна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Орешкина Елена Анатольевна
        • Достижения
        • Фото класса
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • конспект урока математики 3 класс
      • Полыгалина Елена Александровна
        • Уроки и мероприятия
        • Конкурсная программа "Подарите детям праздник!", посвященная Международному женскому дню
        • Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
        • Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
        • "Тайна белого продукта" (проект)
        • Внеклассное мероприятие в начальной школе "Жила была сказка"
        • Сценарий игровой программы к 23 февраля «Мы защитниками станем»
        • Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
        • Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие", посвящённое Дню Космонавтики
        • Внеклассное мероприятие "День матери"
      • Прядунова Оксана Викторовна
        • Разработки уроков
        • Посвящение в первоклассники
        • День Знаний
        • «В гости к осени»
        • Секреты куриного яйца (Проект)
        • Недели математики в начальной школе.
      • Поленова Марина Михайловна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Психолого – педагогические основы общения с учениками
        • Международный день Земли
        • Как ребёнку помочь стать успешным?
        • Инновационные технологии на уроках географии
        • Проливы-рекордсмены
      • Плыгун Константин Павлович
        • Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.
        • Умелые ручки!
      • Радионов Виталий Владимирович
        • метод капилка
      • Сорокина Елена Павловна
        • Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
        • Лингвострановедческая игра
        • План-конспект урока английского языка
        • Система классных часов по формированию социальных навыков
        • guri
      • Северова Наталья Владимировна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Прощание с начальной школой 2018
        • Жевательная резинка – вред или польза?
        • Урок математики в 4 классе
        • Наш класс!
      • Султанова Ольга Васильевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Журавлев Дмитрий Геннадьевич
        • Воспитательная работа
      • Суркова Валентина Ивановна
        • МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
        • Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
        • МОЯ СТРАНИЧКА
        • Работы детей
      • Чебанова Елена Николаевна
        • Консультации для родителей
      • Косицына Светлана Александровна
        • Консультация
    • Сайт отделения №2
      • Сайт отделения №2
    • Страницы воспитателей
      • Березин Игорь Иванович
        • Воспитательная работа
      • Ваненкова Людмила Анатольевна
        • Воспитательная работа
      • Кашина Татьяна Павловна
        • Воспитательная работа
      • Лаврехина Нина Михайловна
        • воспитательная работа
      • Пазникова Наталья Валерьевна
        • Воспитательная работа
      • Симакова Людмила Борисовна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях
      • Семенчук Ирина Петровна
        • Воспитательная работа
      • Синичук Елена Александровна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Старчукова Ольга Николаевна
        • воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Филькова Татьяна Сергеевна
        • воспитательная работа
      • Шапрынская Ольга Валерьевна
        • воспитательная работа
      • Фетисова Елена Павловна
       

    Рассылка

    Погода в Свободном
    Gismeteo Gismeteo
    Прогноз на 2 недели

    +7-41643-33612

    +7 - 41643 - 33702

    Сайт разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013г. №582

    Возрастная категория сайта 0+

    Официальный сайт ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат"