ГОАУ АО

"Свободненская специальная (коррекционная) 

школа-интернат"

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ воспитания не будет действительно успешным"

                                     С. Смайлс

Версия для слабовидящих

    Живописная музыка и музыкальная живопись

    Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

    Живописная музыка и музыкальная живопись

    Открытый интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 «а» классе

    Урок разработали и провели

    учитель музыки Наумова Н.В.

    и учитель ИЗО Суркова В.И.

    2017 г.

     

    Тема урока: Море в русской музыке и изобразительном искусстве.

    Цель урока: Показать силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях. Сформировать представления ребят о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, через восприятие образов моря в музыке, поэзии, живописи. 

    Задачи урока:

    - Формировать навыки восприятия и исполнения музыкальных произведений, литературы, изобразительного искусства.

    - Активизировать мыслительную деятельность обучающихся в процессе слушания и исполнения музыки.

    - Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    - Развивать творческую активность, познавательный интерес. В процессе вокально-хоровой работы, развивать певческие навыки обучающихся, выразительную сторону вокального пения; в процессе изобразительной деятельности развивать навыки в изображении морских волн, передавая настроение моря через их характер.

    - Воспитывать чуткое отношение к природе на примере образов моря в разных видах искусства.

    - Обогащать духовный мир обучающихся.

    -Познакомиться с творчеством художников И. Репина, И. Айвазовского

    Формирование УУД:

    Личностные:- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы для накопления социальных и личностных ценностей

    -Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;

    -Развитие вокально- хоровых навыков;

    - Формировать навыки рисования по представлению, технические приёмы в графике.

    -умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.

    Регулятивные:

    - целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

    --волевая саморегуляция, как способность к мобилизации;

    --определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.

    Познавательные:

    ОбщеучебныеУУД:

    --поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;

    - давать оценку музыкальным сочинениям,  произведениям живописи, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    Логические УУД:

    -умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.

    Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.

    8.Тип учебного занятия: комбинированный , урок- путешествие  с использованием ИКТ

    9.Вид учебного занятия: урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи)

    Виды деятельности, использованные на уроке:

    -беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий по музыке и изобразительной деятельности, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, вокально- хоровая работа.

    Оборудование и музыкальный материал, используемый на данном уроке: мультимедийный проектор, компьютер. Картины морского пейзажа, в том числе репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Н.А. Римского-Корсакова, рисунки с изображением различного характера волн, стихотворение А.С. Пушкина «Прощай же, море!». Аудиозаписи музыкальных произведений: Н.А. Римского-Корсакова вступление из оперы «Садко» под названием «Океан-море синее», сюита «Шехерезада».  Аудиозапись песни: «Ты слышишь, море?» А. Зацепина из кинофильма «Свистать всех наверх»

                                                              Ход урока

    Организационный момент

    Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким, мы найдём, прочитав эпиграф к уроку:

    (1 слайд)

    Всех звуков и цветов соотношенья,

    А также способы переложенья

    Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

    О, как хотелось мне азы науки

    Такой постичь!

    С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

    Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Тема сегодняшнего урока содержит вопрос, на который мы постараемся в конце урока ответить.

    (2 слайд)

    Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

    Учитель рисования:

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки, есть ли ритм, повторение и чередование в музыке и изобразительном искусстве.

    (3 слайд)

    Учитель  музыки: Посмотрите, пожалуйста на экран и подумайте, почему наш урок открывает морской пейзаж? ( Ответы детей). Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего. Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим шум моря. Например, в творчестве русского композитора-сказочника… Кто вспомнит какая фамилия у этого композитора?

    (4-6 слайд)

    Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)- великий русский композитор, педагог, дирижер. Закончил Морской корпус. Два года занимался музыкой с М.Балакиревым и примкнул к творческому содружеству «Могучая кучка».Это знакомство было прервано 2-летним кругосветным путешествием. Из плавания вернулся обогащенный разнообразными впечатлениями, нашедшими отражение в его музыкальных произведениях.

    Показывается портрет Н.А.Римского-Корсакова.

    (7 слайд)

    Сейчас мы услышим фрагмент музыкального вступления из оперы «Садко» под называнием «Океан-море синее» и попробуем охарактеризовать услышанное. Какой характер этого произведения? Как звучит музыка?

    Слушание. Звучит музыкальный фрагмент

    (8,9 слайд)

    Учитель  музыки:   Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов: «Море было…» и дальше используйте только прилагательные. (Все названные характеристики записываются на доске). Вначале море кажется спокойным, потом волны усиливаются, они как бы набегают друг на друга, море становится бурным. Обратим внимание на трёхзвучный мотив, создающий ощущение грозной, могучей стихии.

    В чём особенность этого мотива? Ответы: он звучит то быстро, то медленно, то громко, то тихо. Море как бы окрашивается в разные цвета. 

    Ласковое, спокойное, безмятежное, взволнованное, грозное… Как вы думаете, применимы ли эти прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?

    (10 слайд)

    Учитель рисования:  Как вы уже заметили, слушая музыку, у моря может быть смена настроения.  А теперь давайте посмотрим на произведения живописи. Перед вами спокойное море, но давайте перенесём свой взор на картину художника Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». 

    Какие чувства вы испытываете, всматриваясь в это произведение живописи? (чувства тревоги за жизнь, беспокойства за судьбы людей, чувство страха перед стихией)

    «Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

    Живописец изображает море  после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

    Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

    (11 слайд)

     Всматриваясь в картину Айвазовского, задумываешься о силе духа человека перед стихией, об умении справиться с ней, преодолеть и идти опять вперёд, навстречу опасностям, вслед за мечтой, ведь жизнь как море,  а волны в ней, то ласковые, то  грозные и надо решать проблемы, нести ответственность и за судьбы других людей. 

    Учитель музыки:Теперь мы с вами будем в роли оркестра и попробуем изобразить волну. Садимся ровно, по моей руке мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда убавить.

    Выполнение задания.

    Теперь этот приём применим в пении. Давайте встанем и споем песню «Ты слышишь, море»

    Исполнение песни «Ты слышишь, море»

    (12-14 слайд)

    Учитель рисования: вы изображали волну в образе оркестра, а сейчас мы с вами поучимся рисовать морские волны. Они разные, их характер зависит от настроения моря. Посмотрите на рисунки волн.

    Спокойно море, спит волна.

    Но, на кануне торжества, она лениво поднимается,

    Шипит, бурлит и просыпается.

    То поглощает и разбивает, 

    То море брызг на нас роняет.

    Перед вами на раздаточном материале и на экране представлены различные виды волн. Попробуйте выразить свои впечатления от прослушанной музыки, рисуя свои морские волны. В рисунке моря волны ритмично повторяются, как ноты в музыке и как в орнаменте ритм создают повтор и чередование.

    Демонстрация способа изображения нескольких видов волн на доске.

    Рисование под музыку Римского-Корсакова «Шехерезада»

    А вот как о море говорил А. С. Пушкин:

    Прощай же море! Не забуду твоей торжественной красы.

    И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы.

    В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн,

    Твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.

    Молодцы!  Каждый увидел море по-своему. Эти работы пусть вам останутся на память о сегодняшнем уроке.

    Сегодня на уроке музыка и произведения живописи рассказали нам о море, каким оно может быть. Погрузились в замечательную красоту морской стихии: слушали музыкальные фрагменты, в которых слышался тихий плеск волн, буйство морской стихии; увидели морскую смену настроений; отразили свои впечатления от услышанного в своих рисунках; вспомнили музыкальные инструменты, которые так ярко изобразили морскую стихию; исполняли песню  о  море. Итог урока: Скажите, пожалуйста, как же мы ответим на главный вопрос урока:  «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» (ответы детей) (цвет, ритм, повтор, чередование)

    Чему научились на уроке? (ответы детей)

    • Главная
    • Информация для родителей!
      • Информация по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних
      • Курсы для родителей
      • Безопасность
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
        • Количество обучающихся и воспитанников
        • Наши выпускники
        • История школы
        • Школа слепых 1928-1966
        • Школа для слабовидящих детей
      • Структура и органы управления
        • Структура учреждения
        • Наблюдательный Совет
      • Документы
        • Устав
        • Официальные документы
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Постановления и распоряжения Правительства Амурской области
        • Локальные акты Школы
        • Антитеррористическая деятельность
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Представления и предписания надзорных органов
        • Программа развития
        • Платные образовательные услуги
      • Образование
        • Уровни образования
        • Реализуемые программы
        • Учебный план
        • Образовательная программа
        • Правила приема в школу
        • ФГОС
        • Рабочие программы
        • Родителям
        • Воспитательная работа
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Сведения о педагогических работниках
        • Вакансии
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
        • Документы
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • План ФХД
        • Расходование финансовых средств
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
      • Социальная служба
        • Документы
        • Архив документов
        • Дети ждут Вас
      • Медицинская служба
        • Рекомендации
      • Психологическая служба
        • Документы
        • Архив документов
      • Рекомендации участникам образовательного процесса
        • Рекомендации родителям
        • Рекомендации детям
        • Рекомендации педагогам
      • Совет профилактики
        • Архив документов
    • Новости
    • Информационная безопасность
      • Нормативное регулирование
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Детские безопасные сайты
    • Профилактика гриппа, ОРВИ
    • Видео и фотографии
      • Видео
      • Фотографии
      • Версия для слабовидящих
        • яндекс
    • СМИ о нас
    • Школьный музей
      • Новая страница
    • Поиск
    • Страницы учителей
      • Азова Ольга Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Особенности обучения слепого школьника
        • Компьютер и орган зрения
        • Консультация для родителей о нарушении письменной речи
        • Памятка для детей с близорукостью
        • Консультация по олигофрении
        • Консультация Игровые упражнения
        • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
        • Консультация для педагогов
        • Волшебные игры
        • Глаза-Зеркало души!
        • Зрительная гимнастика в стихах
        • комплекс упражнений с массажным мячом
      • Васильев Константин Владимирович
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Василькова Валентина Петровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Люби и знай русский язык
      • Вострикова Ольга Михайловна
        • Разработки уроков
        • Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
        • Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция
        • "ОСЕННЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ"
        • Виды и назначение одежды.
        • Творческая работа
        • Роль курса СБО в коррекционной школе
        • Открытый урок - Домашняя аптечка, ее состав. Термометр, правила пользования термометром
      • Гулевич Любовь Михайловна
        • НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
        • Разработки уроков
        • Белки - основа жизни
        • Реакции ионного обмена
      • Гончарова Анна Владимировна
        • Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
        • Рекомендации детям с непрогрессирующим сколиозом и его относительно лёгкими формами
        • Что такое лечебная физическая культура?
        • Комплекс упражнений
        • Водные процедуры и закаливание организма
      • Жмачинская Любовь Юрьевна
      • Калинина Татьяна Вячеславовна
        • Консультация - речевая готовность к школе
        • Что вы знаете об артикуляционной гимнастике?
        • Комплекс артикуляционной гимнастики
        • Консультация по проведению артикуляционной гимнастики
        • КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
        • Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
        • Логоритмические упражнения. Буклет
      • Козлова Татьяна Александровна
        • Разработки уроков
        • Проект 2017
        • Проект 2018
        • «Правильные и неправильные дроби»
        • Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
        • Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
        • Урок «Мир геометрии»
        • Открытый урок по алгебре в 9 классе
        • Умники и умницы 7 класс
        • Посвящение в пятиклассники
      • Короткова Валентина Алексеевна
        • День рождение класса
        • Урок – путешествие «Семь чудес Амурской области» (7 класс)
        • Целое уравнение и его корни
        • Классный час «Год российского кино»
        • Открытый урок 6в класс
        • УРОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ
      • Корнева Алёна Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Воспитательная работа
      • Кравченко Любовь Анатольевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Урок по кулинарии «Праздник для мамы» в 8 классе
        • Исследовательская работа. Напиток сбитень
        • Роспись пасхального яйца
        • Праздник «Кликанье Весны»
        • Плетение на колодочке
        • Урок по кулинарии «Хороши в лесу грибочки»
      • Наумова Наталья Валентиновна
        • Агитбригада по ПДД
        • Живописная музыка и музыкальная живопись
      • Дементьева Екатерина Викторовна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Орешкина Елена Анатольевна
        • Достижения
        • Фото класса
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • конспект урока математики 3 класс
      • Полыгалина Елена Александровна
        • Уроки и мероприятия
        • Конкурсная программа "Подарите детям праздник!", посвященная Международному женскому дню
        • Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
        • Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
        • "Тайна белого продукта" (проект)
        • Внеклассное мероприятие в начальной школе "Жила была сказка"
        • Сценарий игровой программы к 23 февраля «Мы защитниками станем»
        • Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
        • Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие", посвящённое Дню Космонавтики
        • Внеклассное мероприятие "День матери"
      • Прядунова Оксана Викторовна
        • Разработки уроков
        • Посвящение в первоклассники
        • День Знаний
        • «В гости к осени»
        • Секреты куриного яйца (Проект)
        • Недели математики в начальной школе.
      • Поленова Марина Михайловна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Психолого – педагогические основы общения с учениками
        • Международный день Земли
        • Как ребёнку помочь стать успешным?
        • Инновационные технологии на уроках географии
        • Проливы-рекордсмены
      • Плыгун Константин Павлович
        • Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.
        • Умелые ручки!
      • Радионов Виталий Владимирович
        • метод капилка
      • Сорокина Елена Павловна
        • Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
        • Лингвострановедческая игра
        • План-конспект урока английского языка
        • Система классных часов по формированию социальных навыков
        • guri
      • Северова Наталья Владимировна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Прощание с начальной школой 2018
        • Жевательная резинка – вред или польза?
        • Урок математики в 4 классе
        • Наш класс!
      • Султанова Ольга Васильевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Журавлев Дмитрий Геннадьевич
        • Воспитательная работа
      • Суркова Валентина Ивановна
        • МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
        • Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
        • МОЯ СТРАНИЧКА
        • Работы детей
      • Чебанова Елена Николаевна
        • Консультации для родителей
      • Косицына Светлана Александровна
        • Консультация
    • Сайт отделения №2
      • Сайт отделения №2
    • Страницы воспитателей
      • Березин Игорь Иванович
        • Воспитательная работа
      • Ваненкова Людмила Анатольевна
        • Воспитательная работа
      • Кашина Татьяна Павловна
        • Воспитательная работа
      • Лаврехина Нина Михайловна
        • воспитательная работа
      • Пазникова Наталья Валерьевна
        • Воспитательная работа
      • Симакова Людмила Борисовна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях
      • Семенчук Ирина Петровна
        • Воспитательная работа
      • Синичук Елена Александровна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Старчукова Ольга Николаевна
        • воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Филькова Татьяна Сергеевна
        • воспитательная работа
      • Шапрынская Ольга Валерьевна
        • воспитательная работа
      • Фетисова Елена Павловна
       

    Рассылка

    Погода в Свободном
    Gismeteo Gismeteo
    Прогноз на 2 недели

    +7-41643-33612

    +7 - 41643 - 33702

    Сайт разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013г. №582

    Возрастная категория сайта 0+

    Официальный сайт ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат"