ГОАУ АО

"Свободненская специальная (коррекционная) 

школа-интернат"

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ воспитания не будет действительно успешным"

                                     С. Смайлс

Версия для слабовидящих

    МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»

    МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»

     

    Цели и задачи:

     

    Расширить знания учащихся об истории промысла и продолжить ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, видами и особенностями хохломской росписи и технологией её выполнения.

     

    Формировать навыки кистевой росписи по заготовленным зарисовкам хохломских мотивов, развивать наблюдательность учащихся, фантазию, способствовать проявлению аккуратности в работе.

     

    Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

     

    Оборудование для учащихся:

     

    Заранее заготовленная разделочная доска с окрашенным в золотистый цвет фоном и нанесённым поверху контурным рисунком.

    Гуашь, кисти №1, №2, баночка для воды, салфетка.

     

    Оборудование для учителя:

     

    Репродукции, открытки, готовые изделия с хохломской росписью.

    Презентация «Хохломская роспись».

    Этапы росписи разделочной доски (каждый этап в формате А-4.

     

    План мастер-класса:

     

    1.      Организационный момент. Повторение пройденного.

    2.      Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломских изделий.

    3.      Объяснение этапов росписи.

    4.      Практическая часть. Самостоятельная роспись разделочной доски.

    5.      Заключительная часть. Подведение итогов.

     

    Ход занятия:

     

    Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши:

    Там травка вьётся и цветы растут нездешней красоты,

    Блестят они как золотые, а может солнцем залитые.                     (Хохлома)

     

    - Что представляет собой Хохлома?

     

    (Это деревянная посуда и мебель, расписанная растительным узором с использованием золотистого, красного, чёрного и иногда в небольших количествах зелёного и жёлтого цвета.) 

    - Какие традиционные элементы хохломского узора?

     

    (Традиционным элементом хохломского узора является травка, как обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы», включающего в себя ягоды, листья, цветы.

    Иногда среди элементов хохломской росписи встречаются птицы, рыбы, бабочки.)

     

    - Назовите элементы травного орнамента.

     

     (Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики.)

     

    Как называется ведущий стебель травного орнамента?

    (Криуль)

     

    Мы с вами вспомнили элементы травного орнамента хохломской росписи.

     

    - Откуда произошло название промысла?

     

    ( Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу, В самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).

     

    - Сегодня я хочу расширить ваши познания в области народного хохломского промысла и рассказать немного из истории его возникновения и познакомить с приёмами изготовления хохломских изделий.

     

    Самые  ранние изделия, сохранившиеся в музеях, относятся к началу 19 века, хотя сам промысел зародился в середине 17 века, когда в Поволжье появились раскольники, которые спасались в этих лесных местах от преследования властей. Среди раскольников были иконописцы, научившие местных поволжских мастеров расписывать деревянные изделия так, что эти изделия напоминали металлическую золочёную посуду. В действительности вместо золота используется краска из алюминиевой пудры, которой придаёт золотистость обработка по оригинальной хохломской технологии.

     

    Основные приёмы изготовления хохломы с тех пор почти не изменились.

    Создание изделий состоит из нескольких этапов:

     

    На токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «бельё», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапа») и смазывают сырым льняным маслом. На следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают, что повторяют 3-4 раза. Следующий этап «полуда»: предмет покрывают металлическим порошком («полудой»)     (когда-то использовался порошок серебра, позднее – более дешёвый порошок олова). Изделие серебристого цвета готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причём каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

     

    Роспись мастер наносит от руки без предварительной разметки.

    Существует два основных вида хохломской росписи: «верховая» и «под фон».

    В «верховой» росписи использовали красный и чёрный цвет на золотистом фоне.

    В росписи «под фон» - золотистый рисунок на цветном фоне.

     - Сегодня мы посвящаем наш мастер - класс росписи «под фон». Я продолжаю знакомить  вас с этапами данной росписи. И наша задача на данном этапе состоит в отработке навыков кистевой росписи в одной из разновидностей «хохломы».

     

    На прошлом занятии вы подготовили эскиз для будущей росписи доски, которую предварительно покрыли акварельной золотистой краской (роспись гуашью по акварели не размазывается) перевели эскиз на доску через кальку и нанесли концом тонкой кисти с чёрно-зеленоватой краской контур рисунка.

    Сегодня следующий этап – закрашивание фона вокруг традиционных элементов росписи.

     Затем выполняется мелкий травный узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

     

    Этапы росписи разделочной доски по мотивам Хохломы

     

    1.      Покрыть лицевую сторону разделочной доски темперной или акриловой золотистой краской (за неимением для учащихся подойдёт жёлтая (золотистая) акварель, т.к. по акварельному слою при росписи гуашью краски между собой не смешиваются).

    2.      Подготовить эскиз композиции по мотивам Хохломы, учитывая  размер доски, перевести рисунок на кальку, оставив рамку 1 см.

    3.      Положить кальку с рисунком на доску и перевести (на акриловом слое останется след рисунка).

    4.      Чёрным цветом с добавлением зелёного для бархатистости кистью №1 обвести по вдавленному следу контур рисунка.

    5.      Кистью №2 тем же чёрным цветом закрасить фон вокруг элементов росписи, не закрашивая рамку. Кистью №1 выполнить оживки на листьях, цветах,  ягодах и, если есть, на птицах, бабочках.

    6.      Красным цветом расписать ягоды, части цветов и т.д. (по замыслу рисунка).

    7.      Элементы травного орнамента на ведущем стебле можно выполнить золотистым или зелёным цветом (на свой вкус).

     

     (Этапы демонстрируются на доске, каждый - в формате А-4)

    -Сегодня вам предоставляется возможность почувствовать себя народными мастерами!

     

    Практическая часть: самостоятельная работа, индивидуальная помощь в демонстрации технических приёмов кистевой росписи.

     

    Экспресс-выставка.

     

     Подведение итогов занятия мастер-класс «Золотая Хохлома»

     

    В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Семино Ковернинского района фабрика «Хохломская роспись».

    Может кто-то и из вас станет последователем народных традиций и продолжит народное ремесло уже в современном стиле, сохраняя тем самым культуру России. Ведь культура, как и растение, - у неё есть не только ветви, но и корни. Поэтому очень важно чтобы рост начинался именно с корней.

     

    • Главная
    • Информация для родителей!
      • Информация по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних
      • Курсы для родителей
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
        • Количество обучающихся и воспитанников
        • Наши выпускники
        • История школы
        • Школа слепых 1928-1966
        • Школа для слабовидящих детей
      • Структура и органы управления
        • Структура учреждения
        • Наблюдательный Совет
      • Документы
        • Устав
        • Официальные документы
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Постановления и распоряжения Правительства Амурской области
        • Локальные акты Школы
        • Антитеррористическая деятельность
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Представления и предписания надзорных органов
        • Программа развития
        • Платные образовательные услуги
      • Образование
        • Уровни образования
        • Реализуемые программы
        • Учебный план
        • Образовательная программа
        • Правила приема в школу
        • ФГОС
        • Рабочие программы
        • Родителям
        • Воспитательная работа
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Сведения о педагогических работниках
        • Вакансии
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
        • Документы
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • План ФХД
        • Расходование финансовых средств
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
      • Социальная служба
        • Документы
        • Архив документов
        • Дети ждут Вас
      • Медицинская служба
        • Рекомендации
      • Психологическая служба
        • Документы
        • Архив документов
      • Рекомендации участникам образовательного процесса
        • Рекомендации родителям
        • Рекомендации детям
        • Рекомендации педагогам
      • Совет профилактики
        • Архив документов
    • Новости
    • Информационная безопасность
      • Нормативное регулирование
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Детские безопасные сайты
    • Профилактика гриппа, ОРВИ
    • Видео и фотографии
      • Видео
      • Фотографии
      • Версия для слабовидящих
        • яндекс
    • СМИ о нас
    • Школьный музей
      • Новая страница
    • Поиск
    • Страницы учителей
      • Азова Ольга Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Особенности обучения слепого школьника
        • Компьютер и орган зрения
        • Консультация для родителей о нарушении письменной речи
        • Памятка для детей с близорукостью
        • Консультация по олигофрении
        • Консультация Игровые упражнения
        • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
        • Консультация для педагогов
        • Волшебные игры
        • Глаза-Зеркало души!
        • Зрительная гимнастика в стихах
        • комплекс упражнений с массажным мячом
      • Васильев Константин Владимирович
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Василькова Валентина Петровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Люби и знай русский язык
      • Вострикова Ольга Михайловна
        • Разработки уроков
        • Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
        • Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция
        • "ОСЕННЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ"
        • Виды и назначение одежды.
        • Творческая работа
        • Роль курса СБО в коррекционной школе
        • Открытый урок - Домашняя аптечка, ее состав. Термометр, правила пользования термометром
      • Гарькова Ирина Викторовна
      • Гулевич Любовь Михайловна
        • НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
        • Разработки уроков
        • Белки - основа жизни
        • Реакции ионного обмена
      • Гончарова Анна Владимировна
        • Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
        • Рекомендации детям с непрогрессирующим сколиозом и его относительно лёгкими формами
        • Что такое лечебная физическая культура?
        • Комплекс упражнений
        • Водные процедуры и закаливание организма
      • Жмачинская Любовь Юрьевна
      • Калинина Татьяна Вячеславовна
        • Консультация - речевая готовность к школе
        • Что вы знаете об артикуляционной гимнастике?
        • Комплекс артикуляционной гимнастики
        • Консультация по проведению артикуляционной гимнастики
        • КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
        • Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
        • Логоритмические упражнения. Буклет
      • Козлова Татьяна Александровна
        • Разработки уроков
        • Проект 2017
        • Проект 2018
        • «Правильные и неправильные дроби»
        • Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
        • Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
        • Урок «Мир геометрии»
        • Открытый урок по алгебре в 9 классе
        • Умники и умницы 7 класс
        • Посвящение в пятиклассники
      • Короткова Валентина Алексеевна
        • День рождение класса
        • Урок – путешествие «Семь чудес Амурской области» (7 класс)
        • Целое уравнение и его корни
        • Классный час «Год российского кино»
        • Открытый урок 6в класс
        • УРОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ
      • Корнева Алёна Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Воспитательная работа
      • Кравченко Любовь Анатольевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Урок по кулинарии «Праздник для мамы» в 8 классе
        • Исследовательская работа. Напиток сбитень
        • Роспись пасхального яйца
        • Праздник «Кликанье Весны»
        • Плетение на колодочке
        • Урок по кулинарии «Хороши в лесу грибочки»
      • Наумова Наталья Валентиновна
        • Агитбригада по ПДД
        • Живописная музыка и музыкальная живопись
      • Николаева Екатерина Викторовна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Орешкина Елена Анатольевна
        • Достижения
        • Фото класса
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • конспект урока математики 3 класс
      • Полыгалина Елена Александровна
        • Уроки и мероприятия
        • Конкурсная программа "Подарите детям праздник!", посвященная Международному женскому дню
        • Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
        • Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
        • "Тайна белого продукта" (проект)
        • Внеклассное мероприятие в начальной школе "Жила была сказка"
        • Сценарий игровой программы к 23 февраля «Мы защитниками станем»
        • Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
        • Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие", посвящённое Дню Космонавтики
        • Внеклассное мероприятие "День матери"
      • Прядунова Оксана Викторовна
        • Разработки уроков
        • Посвящение в первоклассники
        • День Знаний
        • «В гости к осени»
        • Секреты куриного яйца (Проект)
        • Недели математики в начальной школе.
      • Поленова Марина Михайловна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Психолого – педагогические основы общения с учениками
        • Международный день Земли
        • Как ребёнку помочь стать успешным?
        • Инновационные технологии на уроках географии
        • Проливы-рекордсмены
      • Плыгун Константин Павлович
        • Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.
        • Умелые ручки!
      • Радионов Виталий Владимирович
        • метод капилка
      • Сорокина Елена Павловна
        • Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
        • Лингвострановедческая игра
        • План-конспект урока английского языка
        • Система классных часов по формированию социальных навыков
        • guri
      • Северова Наталья Владимировна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Прощание с начальной школой 2018
        • Жевательная резинка – вред или польза?
        • Урок математики в 4 классе
        • Наш класс!
      • Султанова Ольга Васильевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Суркова Валентина Ивановна
        • МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
        • Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
        • МОЯ СТРАНИЧКА
        • Работы детей
      • Чебанова Елена Николаевна
        • Консультации для родителей
    • Сайт отделения №2
      • Сайт отделения №2
    • Страницы воспитателей
      • Березин Игорь Иванович
        • Воспитательная работа
      • Ваненкова Людмила Анатольевна
        • Воспитательная работа
      • Журавлев Дмитрий Геннадьевич
        • Воспитательная работа
      • Кашина Татьяна Павловна
        • Воспитательная работа
      • Лаврехина Нина Михайловна
        • воспитательная работа
      • Пазникова Наталья Валерьевна
        • Воспитательная работа
      • Симакова Людмила Борисовна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях
      • Семенчук Ирина Петровна
        • Воспитательная работа
      • Синичук Елена Александровна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Старчукова Ольга Николаевна
        • воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Филькова Татьяна Сергеевна
        • воспитательная работа
      • Шапрынская Ольга Валерьевна
        • воспитательная работа
        Правительство Амурской области Министерство образования   портал gu.amurobl ВОС Фонд поддержки инвалидов   День правовой помощи детям

    Рассылка

    Погода в Свободном
    Gismeteo Gismeteo
    Прогноз на 2 недели

    +7-41643-33612

    +7 - 41643 - 33702

    Сайт разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013г. №582

    Возрастная категория сайта 0+

    Официальный сайт ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат"