ГОАУ АО

"Свободненская специальная (коррекционная) 

школа-интернат"

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ воспитания не будет действительно успешным"

                                     С. Смайлс

Версия для слабовидящих

    Кравченко Любовь Анатольевна

    Учитель трудового обучения высшей квалификационной категории

    Кравченко Любовь Анатольевна

    Работает в нашей школе 

    с 2004 года

     

     

    Урок "Кукла"

    Цель: ознакомить детей с историей развития кукол- оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии

    Задачи:

    • Научить изготовлять куклы-обереги.
    • Развивать  мелкую моторику рук и пальцев.
    • формирование интереса детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

    Структура занятия:

    1.     Отрывок из народной сказки «Василиса прекрасная».

    2.     Показ слайдовой презентации «Куклы-обереги», где раскрывается полная история о традициях изготовления кукол-оберегов на Руси. Презентация

    3.     Мастер-класс по изготовлению обережной куклы.

    4.     Способы украшения куклы-оберега.

    5.     Выставка творческих работ «Моя первая кукла – оберег».

    Ход занятия

    1.Отрывок из народной сказки «Василиса Прекрасная».

    В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

    - Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ..И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает.

    - Все вы наверное в детстве слышали ту сказку про Василису и ее куколку. А если нет - можете взять в библиотеке и прочесть. Но кто мне скажет, почему я начала урок с этой сказки? Как вы думаете?

    (Примерный ответ детей: Наверное, потому что такая кукла тоже является оберегом. И у нас сегодняшнее занятие посвящено куклам – оберегам).

    - Правильно. Именно об этом мы с вами будем говорить. Я  расскажу  историю возникновения и значения народных  кукол в жизни человека.

    В старые времена куклы были только у детей  богатых родителей. А остальные делали куклы сами.

    2. Показ презентации «Народная кукла».

    3.У наших девочек уже есть опыт по изготовлению кукол. Рассказ учениц о кукле Крупеничка и кукле Пасха.

    1.     «Одной из таких кукол была Пасхальная - это яркая, нарядная кукла. Ее делали к празднику и дарили всем родным и друзьям с добрыми пожеланиями.
    Лицо и руки куклы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником Пасха».


    2.     «Кукла Крупеничка наполняется гречкой, а Зерновушка - любым другим зерном - пшеном или горохом.  Раньше такие куколки делались во время урожая гречихи. Заранее шился мешочек, а во время урожая его наполняли и затем наряжали в куклу. А весной, при новых посевах, снимали с куколки платочки, развязывали тесёмки, и всю крупу высыпали и добавляли в новый посев. Эти зёрнышки прорастали и как бы сообщали другим зёрнышкам: "Мы растём в богатой семье, они бережливые, крупы любят, в красивые одежды наряжают, ставят на видное место и любуются. Ценят нас!" Вот зёрнышки и старались прорасти от всей души, давая владельцам щедрые урожаи».

    4.Показ шкатулки. – Что может быть в моей шкатулке!

    5.Рассказ о кукле Желенница. 

    Кукла ЖЕЛАННИЦА была в древности у каждой девушки (женщины).

    ЖЕЛАННИЦА не только «исполняет» желания, она еще и отводит беду, жалея хозяйку. Это оберег помощи.

    Загадывая желания, дарят кукле подарочек в виде бусинки, пуговки, ленточки, колокольчика, серёжки. В общем, всячески её разряжают. Со временем кукла становится всё наряднее. Просят её помочь исполнить желание. Обязательное условие - желание не должно никому нести зла и несчастий, быть искренним и от души.

    Куклу делают как помощницу в исполнении загадываемого желания. Желаний может быть несколько. Перед изготовлением куклы нужно простроить ее образ, определить желания, в воплощении которых нужна ее помощь. 

    Делая куклу, нужно разговаривать с ней, рассказывать о себе, поверять ей свои секреты и сокровенные желания. Цель  -  установить связь и доверительные отношения со своим будущим проводником желаний.  Кукла должна стать вроде закадычной подружки. Кукла-оберег ЖЕЛАННИЦА крайне чувствительна.   Процесс изготовления куклы никто не должен видеть. Если ты попала на глаза мужчине при изготовлении оберега, можешь смело отдавать результат своего труда в качестве игрушки или подарка - помогать тебе кукла уже не будет. Лучше работать не торопясь, вкладывая понемногу все необходимое в куклу. Недоделанную куклу храни в шкафу или ящике, но не в том месте, где она будет храниться после изготовления.

    Очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.

    Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

    Сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…

    Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

    ЖЕЛАННИЦА очень простая в изготовлении кукла.

    Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет «тулово» нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

    Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу «скрутку» ниткой или веревочкой.

    Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем «скрутку» по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

    Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.

    Вот и руки готовы.

    Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

    Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были «безликими». Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред  живому человеку. Она несла в себе только доброе начало. Считалось, что, имея выражение лица, кукла теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. У куклы всегда светлое лицо!

    Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

    Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.

    Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

    Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать.

    Традиционно куклу ЖЕЛАННИЦУ прячут в специальный мешочек или коробочку, ставят или вешают в недосягаемое для чужих глаз место. Рядом с куколкой всегда должно лежать ее зеркальце в красивой оправе.

    Загадывать желания лучше на растущей луне.

    Достань куклу и расскажи ей о своем желании. Описывай свое желание как можно более подробно, визуализируй, рассказывай вслух, кукла должна точно понять, что ты от нее хочешь. Когда говоришь о желанном, очень внимательно строй фразы, отрицательные частицы в речи мешают исполнению загаданного.

    Сделай ЖЕЛАННИЦЕ подарок: нашей на сарафан/платье красивых пуговичек и колокольчиков, монетки нашиваются на подол, привяжи бантик или ленточку. Поднеси к кукле ее зеркальце и скажи: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можешь не верить, но все, что попросишь, исполнится.

    Иногда стоит делать ЖЕЛАННИЦЕ подарки без просьб, а просто потому, что находишься  в благостном состоянии духа, и лучше если это будет что-то, немного отличающиеся от того что ты даришь обычно. Например, бусинки или камушки нанизываются только на поясок вокруг куколки и только тогда, когда куколка сделала что-то, но не до свершения желания.

    Куколка-оберег ЖЕЛАННИЦА  хранилась всю жизнь. Со временем становилась всё наряднее. Показывать ее никому не надо.

    6.     – Что такое технологическая карта. Какие правила работы по этой карте. Сегодня вы будите работать в парах, помогая друг другу.

    7.     Практическая работа «Изготовление куклы-оберега».

    8.      Физминутка для расслабления мыщц рук и глаз.

    Каждая ученица украшает свою куклу.

    - Что нового сегодня вы узнали на уроке? Что больше всего вам понравилось? Будите ли вы еще делать кукол?

    Итог урока. Выставка кукол.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ

    Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет «тулово» нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

     

     

     

     

     

    Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу «скрутку» ниткой или веревочкой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем «скрутку» по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

    Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Основа нашей куклы готова.

     

     

     

     

     

     Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

     

     

     

    • Главная
    • Информация для родителей!
      • Информация по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних
      • Курсы для родителей
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
        • Количество обучающихся и воспитанников
        • Наши выпускники
        • История школы
        • Школа слепых 1928-1966
        • Школа для слабовидящих детей
      • Структура и органы управления
        • Структура учреждения
        • Наблюдательный Совет
      • Документы
        • Устав
        • Официальные документы
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Постановления и распоряжения Правительства Амурской области
        • Локальные акты Школы
        • Антитеррористическая деятельность
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Представления и предписания надзорных органов
        • Программа развития
        • Платные образовательные услуги
      • Образование
        • Уровни образования
        • Реализуемые программы
        • Учебный план
        • Образовательная программа
        • Правила приема в школу
        • ФГОС
        • Рабочие программы
        • Родителям
        • Воспитательная работа
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Сведения о педагогических работниках
        • Вакансии
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
        • Документы
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • План ФХД
        • Расходование финансовых средств
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
      • Социальная служба
        • Документы
        • Архив документов
        • Дети ждут Вас
      • Медицинская служба
        • Рекомендации
      • Психологическая служба
        • Документы
        • Архив документов
      • Рекомендации участникам образовательного процесса
        • Рекомендации родителям
        • Рекомендации детям
        • Рекомендации педагогам
      • Совет профилактики
        • Архив документов
    • Новости
    • Информационная безопасность
      • Нормативное регулирование
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Детские безопасные сайты
    • Профилактика гриппа, ОРВИ
    • Видео и фотографии
      • Видео
      • Фотографии
      • Версия для слабовидящих
        • яндекс
    • СМИ о нас
    • Школьный музей
      • Новая страница
    • Поиск
    • Страницы учителей
      • Азова Ольга Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Особенности обучения слепого школьника
        • Компьютер и орган зрения
        • Консультация для родителей о нарушении письменной речи
        • Памятка для детей с близорукостью
        • Консультация по олигофрении
        • Консультация Игровые упражнения
        • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
        • Консультация для педагогов
        • Волшебные игры
        • Глаза-Зеркало души!
        • Зрительная гимнастика в стихах
        • комплекс упражнений с массажным мячом
      • Васильев Константин Владимирович
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Василькова Валентина Петровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Люби и знай русский язык
      • Вострикова Ольга Михайловна
        • Разработки уроков
        • Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
        • Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция
        • "ОСЕННЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ"
        • Виды и назначение одежды.
        • Творческая работа
        • Роль курса СБО в коррекционной школе
        • Открытый урок - Домашняя аптечка, ее состав. Термометр, правила пользования термометром
      • Гарькова Ирина Викторовна
      • Гулевич Любовь Михайловна
        • НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
        • Разработки уроков
        • Белки - основа жизни
        • Реакции ионного обмена
      • Гончарова Анна Владимировна
        • Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
        • Рекомендации детям с непрогрессирующим сколиозом и его относительно лёгкими формами
        • Что такое лечебная физическая культура?
        • Комплекс упражнений
        • Водные процедуры и закаливание организма
      • Жмачинская Любовь Юрьевна
      • Калинина Татьяна Вячеславовна
        • Консультация - речевая готовность к школе
        • Что вы знаете об артикуляционной гимнастике?
        • Комплекс артикуляционной гимнастики
        • Консультация по проведению артикуляционной гимнастики
        • КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
        • Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
        • Логоритмические упражнения. Буклет
      • Козлова Татьяна Александровна
        • Разработки уроков
        • Проект 2017
        • Проект 2018
        • «Правильные и неправильные дроби»
        • Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
        • Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
        • Урок «Мир геометрии»
        • Открытый урок по алгебре в 9 классе
        • Умники и умницы 7 класс
        • Посвящение в пятиклассники
      • Короткова Валентина Алексеевна
        • День рождение класса
        • Урок – путешествие «Семь чудес Амурской области» (7 класс)
        • Целое уравнение и его корни
        • Классный час «Год российского кино»
        • Открытый урок 6в класс
        • УРОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ
      • Корнева Алёна Александровна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Воспитательная работа
      • Кравченко Любовь Анатольевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Урок по кулинарии «Праздник для мамы» в 8 классе
        • Исследовательская работа. Напиток сбитень
        • Роспись пасхального яйца
        • Праздник «Кликанье Весны»
        • Плетение на колодочке
        • Урок по кулинарии «Хороши в лесу грибочки»
      • Наумова Наталья Валентиновна
        • Агитбригада по ПДД
        • Живописная музыка и музыкальная живопись
      • Николаева Екатерина Викторовна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Орешкина Елена Анатольевна
        • Достижения
        • Фото класса
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • конспект урока математики 3 класс
      • Полыгалина Елена Александровна
        • Уроки и мероприятия
        • Конкурсная программа "Подарите детям праздник!", посвященная Международному женскому дню
        • Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
        • Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
        • "Тайна белого продукта" (проект)
        • Внеклассное мероприятие в начальной школе "Жила была сказка"
        • Сценарий игровой программы к 23 февраля «Мы защитниками станем»
        • Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
        • Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие", посвящённое Дню Космонавтики
        • Внеклассное мероприятие "День матери"
      • Прядунова Оксана Викторовна
        • Разработки уроков
        • Посвящение в первоклассники
        • День Знаний
        • «В гости к осени»
        • Секреты куриного яйца (Проект)
        • Недели математики в начальной школе.
      • Поленова Марина Михайловна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Психолого – педагогические основы общения с учениками
        • Международный день Земли
        • Как ребёнку помочь стать успешным?
        • Инновационные технологии на уроках географии
        • Проливы-рекордсмены
      • Плыгун Константин Павлович
        • Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.
        • Умелые ручки!
      • Радионов Виталий Владимирович
        • метод капилка
      • Сорокина Елена Павловна
        • Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
        • Лингвострановедческая игра
        • План-конспект урока английского языка
        • Система классных часов по формированию социальных навыков
        • guri
      • Северова Наталья Владимировна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Прощание с начальной школой 2018
        • Жевательная резинка – вред или польза?
        • Урок математики в 4 классе
        • Наш класс!
      • Султанова Ольга Васильевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
      • Суркова Валентина Ивановна
        • МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
        • Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
        • МОЯ СТРАНИЧКА
        • Работы детей
      • Чебанова Елена Николаевна
        • Консультации для родителей
    • Сайт отделения №2
      • Сайт отделения №2
    • Страницы воспитателей
      • Березин Игорь Иванович
        • Воспитательная работа
      • Ваненкова Людмила Анатольевна
        • Воспитательная работа
      • Журавлев Дмитрий Геннадьевич
        • Воспитательная работа
      • Кашина Татьяна Павловна
        • Воспитательная работа
      • Лаврехина Нина Михайловна
        • воспитательная работа
      • Пазникова Наталья Валерьевна
        • Воспитательная работа
      • Симакова Людмила Борисовна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях
      • Семенчук Ирина Петровна
        • Воспитательная работа
      • Синичук Елена Александровна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Старчукова Ольга Николаевна
        • воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Филькова Татьяна Сергеевна
        • воспитательная работа
      • Шапрынская Ольга Валерьевна
        • воспитательная работа
        Правительство Амурской области Министерство образования   портал gu.amurobl ВОС Фонд поддержки инвалидов   День правовой помощи детям

    Рассылка

    Погода в Свободном
    Gismeteo Gismeteo
    Прогноз на 2 недели

    +7-41643-33612

    +7 - 41643 - 33702

    Сайт разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013г. №582

    Возрастная категория сайта 0+

    Официальный сайт ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат"