Программа социализации
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР Директор ГС(К)ОАУ Школы-интерната №4
____________________/Л.Н. Радионова ____________________/В.В. Чернышев
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ
ВОСПИТАННИКОВ ГС(К)ОАУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №4
Программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в учреждении
Социальный педагог
Хорошайлов Н.О.
г. Свободный, 2014г.
ГС(К)ОАУ Школа-интерната №4 готовит учеников к самостоятельному труду и дает определенный объем знаний и умений по предметам школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направлены на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Последние десятилетие внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы. На первое место выходит задача социальной адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в тех или иных физических (умственных) возможностях, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация (воспитание) является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынки труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризация, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Задача программы- формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышения уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы-интерната создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.
Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.
Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.
Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Правовая социализация включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.
Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.
Задачи:
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение. Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения. Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
Программа включает в себя:
1. Занятия правового всеобуча "Ты и закон" :
- знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;
- знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;
- изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);
- изучение Российских законов (Конституция РФ)
- трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки (уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение).
2. Оформление уголка по правовой грамотности.
3. Социальная защищенность, охрана и защита имущественных прав детей (проводится совместно с Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области, через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, службы судебных приставов, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.)'
Знания и умения воспитанников, полученные в холе усвоения программы:
1-3 классы |
4-6 классы |
7-9 классы |
• знать понятия: |
• знать понятия: |
• знать основные |
гражданин, |
человек, гражданин, |
положения |
государство, власть; |
гражданство, право, |
Конституции, |
• права и обязанности, |
закон, мораль; |
Декларации прав |
правонарушения; |
• государственная |
ребенка, |
• основные положения |
власть, правовое |
Федеральный Закон, |
Конвенции о правах |
государство, |
Конвенцию о правах |
ребенка, |
символика; |
человека; |
Декларации прав |
• основные положения |
• систему |
ребенка. |
Конституции о |
правоохранительных |
|
правах ребенка, |
органов, органов |
|
Федеральный Закон |
социальной защиты; |
|
о социальной |
• уметь пользоваться |
|
защите; |
элементами |
|
• права и обязанности, |
инфраструктуры. |
|
правонарушения |
|
«Профессиональное самоопределение воспитанников».
Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди - учителя и воспитатели, психолог, социальные педагоги считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.
Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.
Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
Обогащение представлений детей о мире профессии;
Выявление интересов, склонностей и способностей;
Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда.
1-3 классы |
4-6 классы |
7-9 классы |
Коррекиионные занятия: |
Коррекиионные занятия: |
Коррекиионные занятия: |
"Труд кормит, а лень |
"Выбор профессии - выбор |
"Психологическая суть |
портит". |
жизненного пути". |
жизненного и |
"Кем быть, каким быть?" |
"Профессии важные и |
профессионального |
"Профессии добра". |
нужные во все времена" |
самоопределения". |
"Чему научат в школе" (о |
"Успех в профессии - успех |
"Межличностное |
трудовом обучении в |
в жизни". |
взаимодействие". |
интернате). |
"Куда пойти учиться". |
"Планирование |
"В школе-интернате много |
"Хочу , могу, умею - три |
профессионального пути". |
профессий". |
составляющих |
"Применение полученных |
"Старание и творчество в |
профессионального |
знаний в решении ситуаций |
каждой работе". |
выбора" |
выбора профессии". |
Практические занятия: |
Практические занятия: |
Практические занятия: |
Экскурсии |
Встречи с людьми |
Экскурсии в учебные |
|
разных профессий |
заведения: ПУ, ПЛ |
|
Экскурсии на |
Экскурсии на |
|
предприятия и в |
предприятия города. |
|
учреждения города |
|
Рисуночные методики: |
Анкетирование: |
Методика: |
"Кем я буду, когда |
выявление личностных |
"Профессиональная |
вырасту?", |
интересов и склонностей, |
готовность", |
"Я на работе" |
свойств и качеств личности |
"Самооценка |
|
|
профессиональной |
|
|
направленности" |
Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
научить правилам поведения на дороге , в транспорте, в лесу, дома, на воде;
научить правильно пользоваться бытовой техникой;
научить оказывать первую медицинскую помощь;
ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
правила безопасного поведения на улицах и дорогах; различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения; группы дорожных знаков;
возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом;
правила оказания первой медицинской помощи;
ыправила поведения на воде, на природе;
возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
безопасное поведение в быту.
У воспитанников должны выработаться следующие умения:
уметь правильно оказать первую медицинскую помощь; уметь пользоваться бытовой техникой; иметь представление о спасении на воде;
Воспитанники должны иметь представление:
об основных положениях здорового образа жизни.
Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям: Правила безопасности дорожного движения. Правила безопасности в быту. Правила безопасности на природе. Правила противопожарной безопасности.
В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, ВДПО, пожарная часть.
1-3 классы
|
4-6 классы |
7-9 классы |
Целевые прогулки. Веселы. Практические занятия. Конкурсы рисунков по дорожной, Противопожарной тематике. Конкурсы "Это должен каждый знать обязательно на 5!" "Что говорят знаки" Обучение |
Правила поведения на воде Экскурсии. Внеклассные занятия. Практические занятия. Конкурсы рисунков по противопожарной и дорожной тематике. Викторины. Учебная тренировка по эвакуации. |
Экскурсии. Внеклассные занятия. Практические занятия. Как пользоваться огнетушителем. Учебная эвакуация. Оказание первой помощи. Игра-путешествие Я и улица моя" |
"Культура поведения и общения"
Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в соей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми.
Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полу изолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.
Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.
Задачи:
Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
Формирование культуры речевого общения. Методы, используемые на занятиях:
Беседа-диалог, обращение к "миру добрых мыслей", творческие задания, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование.
Содержание занятий:
1-3 классы |
4-6 классы |
7-9 классы |
Для чего нужна речь? |
От чего зависит |
Вежливость, как |
Речь - средство |
настроение. |
основа воспитанности. |
передачи мыслей и чувств. |
Поговорим о доброте. |
Точность, |
Глаза в глаза (умение |
Учимся справляться с |
обязательность, |
вести разговор) |
гневом. |
аккуратность. |
Доброе слово, что |
Ссора. |
Правила на каждый |
ясный день |
Как справиться с |
день. |
Самолюб никому не |
упрямством. |
Дома и в гостях |
люб. |
Чувства одинокого |
Раздели печаль и |
Чего в других не |
человека. |
радость другого. |
любишь, того, и сам не |
Учимся понимать |
Завтрашний характер |
делай. |
чувства других людей. |
- в сегодняшнем поступке. |
Наше настроение |
Учимся |
Дружба начинается с |
Хорошо ли быть |
доброжелательности. |
улыбки. |
злым? |
Учимся |
Дружили мальчик с |
Наши мечты. |
анализировать поведение в |
девочкой. |
|
конфликтной ситуации. |
Умей быть собой. |
|
Поступки добрые и |
За общим столом. |
|
злые. |
Родительский дом. |
|
Цени доверие. |
Добрыми делами |
|
Любим добрые |
славен человек. |
|
поступки. |
Учимся управлять |
|
Умеем общаться. |
своими эмоциями в |
|
Помоги понять себя. |
конфликтной ситуации. |